ФИРМА - организация, осуществляющая производственную, коммерческую или иную деятельность с целью получения прибыли и имеющая статус юридического лица, т.е. являющаяся имущественно обособленной хозяйственной единицей. Хотя большинство фирм имеет только одно предприятие, многие фирмы владеют и управляют несколькими предприятиями. Если фирма охватывает предприятия, функционирующие в одной отрасли, то имеет место горизонтальное комбинирование. Если входящие в фирму предприятия связаны технологически, т.е. на каждом из них осуществляется определенная стадия производства продукции, выпускаемой данной фирмой, то говорят о вертикальном комбинировании производственного процесса. Некоторые фирмы являются конгломератами, т.е. включают в себя предприятия, которые функционируют в совершенно различных отраслях и не связаны между собой единым технологическим процессом. Фирмой может являться и отдельный бизнесмен, и товарищество, если они пользуются правами юридического лица. Каждая фирма присваивает себе определенное фирменное наименование, под которым она регистрируется в торговом реестре своей страны. Существуют именные фирмы, название которых содержит имя их владельца; фирмы, название которых указывает на вид их деятельности; фирмы смешанного типа, когда название включает имя владельца и род деятельности. Кроме того, фирменное наименование должно отражать правовое положение фирмы. Например: "Джон Браун, общество по продаже недвижимости с ограниченной ответственностью". По правовому положению фирмы подразделяются на единоличные предприятия (принадлежат одному владельцу или семье), товарищества и различного вида общества: общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, компания (английский вариант общества с ограниченной или неограниченной ответственностью), корпорация. По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают промышленные, транспортные, торговые, страховые, арендные, инжиниринговые, рекламные, туристские и другие фирмы.


См. также: Формы фирменной организации

© Е.В.Савицкая, О.В.Евсеев "Экономический словарь для юных бизнесменов"